Правовые отношения в мире
В большинстве случаев, когда возникает необходимость в специальных медицинских познаниях, суд назначает экспертизу в учреждениях Министерства здравоохранения и социального развития РФ или учреждениях облздравов субъектов РФ. Так, например, в Москве судами экспертиза назначается, как правило, в Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы – это бесплатно, и эксперты БСМЭ ДЗМ не могут отказаться от проведения экспертиз, но цена этой безотказности – их зависимое мнение.
Согласно ст. 7 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» при производстве судебной экспертизы эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Не допускается воздействие на эксперта со стороны организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц. Согласно ст. 8 того же Закона эксперт должен быть объективен.
Учредителями значительной части медицинских организаций являются Минздравсоцразвития и органы управления здравоохранения и социального развития, которые осуществляют функции собственника от имени исполнительных органов власти – собственников – в отношении своих медицинских учреждений (финансирование, обеспечение лекарственными средствами, оборудованием, назначение руководителей и т. п.). Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества – Правительство РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ.
Такими же точно учреждениями являются не только медицинские организации, но и сеть БСМЭ.
Следовательно, эксперты БСМЭ являются лицами, заинтересованными в исходе дела, а их экспертное заключение не может считаться объективным.
Необходимо создание экспертных учреждений, независимых от Минздравсоцразвития РФ и управлений здравоохранения субъектов РФ, или передача существующей сети бюро СМЭ в подчинение хотя бы Росздравнадзора (который не зависит от субъектов РФ), поскольку экспертиза – процессуально значимое действие.
Однако сложности останутся даже в случае создания независимых экспертных бюро, поскольку: 1) грамотная формулировка вопросов для экспертов уже требует специальных познаний, которых нет ни у суда, ни у истца, но есть у ответчика (медорганизация), а при этом эксперты не обязаны отвечать на непоставленные вопросы; 2) экспертами против врачей будут в любом случае врачи, поскольку только они имеют специальные познания, и элемент недоверия к экспертному заключению будет сохраняться в силу возможных корпоративных взаимоотношений между врачами, что может быть разрешено только после создания конкуренции во всей медицине, как это сегодня имеется в стоматологии.
В любом случае ответственность за справедливость решения несет судья, поэтому он должен оценивать и экспертное заключение наряду с другими доказательствами в соответствии с требованиями закона, а они, в частности, таковы:
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности»: «Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных».
Требование закона о возможности проверить обоснованность и достоверность выводов экспертов делает необходимым введение в текст экспертного заключения ссылок на: 1) нормативные акты, регулирующие правила оказания медицинских услуг в пределах соответствующей специальности, если таковые имеются (стандарты, приказы, инструкции); 2) специальную научно-методическую или учебную медицинскую литературу.
Смотрите также
Понятие малозначительности в налоговом и
административном праве.
Действующие налоговое законодательство и
административное законодательство не содержат запрета на прекращение
административных дел производством за малозначительностью (ст.22 КоАП РСФСР)
совершенно ...
Заключение.
В заключении всего сказанного можно
сделать вывод:
Соблюдение налогового законодательства
является обязанностью налогоплательщика. Выполнение обязанностей хозяйствующими
субъектами, вытекающих и ...
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности
Процесс формирования норм
налогового законодательства выявил особую актуальность установления
ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость
государственного бюджета от на ...