Правовые отношения в мире
Законодательство о защите прав потребителей может полноценно применяться в медицине, причем для медицины это не очень хорошо.
Я уже говорил о конфликте ожиданий в здравоохранении: государство и пациенты считают, что платят за результат, а врачи считают, что получают деньги за процесс медицинской помощи.
Здесь законодательство о защите прав потребителей неумолимо к врачам.
В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» есть такое определение: «Недостаток
товара (работы, услуги
) – несоответствие
товара (работы, услуги
) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям
, для которых товар (работа, услуга
) такого рода обычно используется, или целям
, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию».
Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», «исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с договором, либо оказать услугу, пригодную для целей
, для которых услуга такого рода обычно используется, либо оказать услугу, приобретаемую с целями
, пригодными для использования в соответствии с целями, о которых исполнитель был поставлен в известность при заключении договора».
Обнаружение недостатка услуги потребителем влечет за собой его право (ч.1 ст. 29 ФЗ РФ «О защите прав потребителей»): «безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами».
Таким образом, можно говорить о том, что недостижение целей медицинского вмешательства влечет за собой гражданско-правовую ответственность
, включая возврат уплаченных денег, например, в том случае, если пациент не может воспользоваться результатом услуги.
Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности », т. е. действие этого закона распространяется только на физических лиц как на сторону сделки, получающую услугу.
Таким образом, пациент в данной ситуации является, по существу, потребителем медицинских услуг, что подтверждается приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 г. № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»: «Пациент (больной) – потребитель медицинской услуги…»
Кроме того, законодательство о защите прав потребителей позволяет перенести его положения и на так называемую бесплатную медицину.
Дело в том, что в качестве исполнителя Закон РФ «О защите прав потребителей» признает «организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющих работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору
Смотрите также
Понятие малозначительности в налоговом и
административном праве.
Действующие налоговое законодательство и
административное законодательство не содержат запрета на прекращение
административных дел производством за малозначительностью (ст.22 КоАП РСФСР)
совершенно ...
Авторское право
Издавна люди стремились
защитить и сохранить то,что они считали необычным и исключителным.С временем
цивилизация развивалась и росла - появилось исскуство,развилась техника,люди
научились к ...
Административная ответственность за налоговые правонарушения
В обществе сейчас бытует мнение, что
налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов
налогоплательщиками. Это не так, хотя неуплата налогов и является в данно ...