Особенности потребительских отношений в медицине
Права пациентов на бумаге и в жизни / Пациент-потребитель / Особенности потребительских отношений в медицине
Страница 1

Законодательство о защите прав потребителей может полноценно применяться в медицине, причем для медицины это не очень хорошо.

Я уже говорил о конфликте ожиданий в здравоохранении: государство и пациенты считают, что платят за результат, а врачи считают, что получают деньги за процесс медицинской помощи.

Здесь законодательство о защите прав потребителей неумолимо к врачам.

В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» есть такое определение: «Недостаток

товара (работы, услуги

) – несоответствие

товара (работы, услуги

) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям

, для которых товар (работа, услуга

) такого рода обычно используется, или целям

, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию».

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», «исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с договором, либо оказать услугу, пригодную для целей

, для которых услуга такого рода обычно используется, либо оказать услугу, приобретаемую с целями

, пригодными для использования в соответствии с целями, о которых исполнитель был поставлен в известность при заключении договора».

Обнаружение недостатка услуги потребителем влечет за собой его право (ч.1 ст. 29 ФЗ РФ «О защите прав потребителей»): «безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами».

Таким образом, можно говорить о том, что недостижение целей медицинского вмешательства влечет за собой гражданско-правовую ответственность

, включая возврат уплаченных денег, например, в том случае, если пациент не может воспользоваться результатом услуги.

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности », т. е. действие этого закона распространяется только на физических лиц как на сторону сделки, получающую услугу.

Таким образом, пациент в данной ситуации является, по существу, потребителем медицинских услуг, что подтверждается приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 г. № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»: «Пациент (больной) – потребитель медицинской услуги…»

Кроме того, законодательство о защите прав потребителей позволяет перенести его положения и на так называемую бесплатную медицину.

Дело в том, что в качестве исполнителя Закон РФ «О защите прав потребителей» признает «организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющих работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору

Страницы: 1 2

Смотрите также

Административные санкции за налоговые правонарушения.
Исследуя в совокупности все установленные данные, должностное лицо налогового органа, принимая решение по административному делу, решает вопрос об освобождении лица, допустившего правонарушение, на ...

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от на ...

Должностные лица предприятий, организаций, учреждений, ответственные за налоговые правонарушения.
Согласно ст. 15 КоАП РСФСР должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управ ...

Разделы

Правовые отношения в мире © 2013 - 2024 : www.pravosweb.ru